06 ноября 2015 года
80 лет назад в Ленинграде была создана диспетчерская служба автобусного транспорта Сегодня работу транспортного комплекса Петербурга невозможно представить без диспетчерского управления. Круглосуточный график, оперативное принятие решений, готовность к чрезвычайным ситуациям остаются главными принципами работы диспетчерской службы автобусного транспорта уже 80 лет.
В 30-е годы прошлого века пассажирское автобусное движение стало неотъемлемой частью жизни Ленинграда. Тогда и встал вопрос о необходимости организации диспетчерской службы для обеспечения регулярности движения по маршрутам. Осенью 1935г. в тресте «Ленавтотранс» (ныне – СПб ГУП «Пассажиравтотранc») создается первый диспетчерский пункт, на базе которого в 1936г. организуется Центральная диспетчерская станция. Она обслуживала не только автобусы, но и таксомоторный транспорт. В 50-е годы станция была реконструирована и оснащена новейшей техникой. Все вопросы линейной эксплуатации и организации движения были переданы в ЦДС. Здесь составлялись графики и расписания, распределялись автобусы по маршрутам, решались вопросы организации труда водителей. Оперативное руководство осуществлялось с помощью диспетчерских постов на станциях. Старший диспетчер автобусного транспорта был на прямой связи с этими постами, а также с автобусными парками. На конечных пунктах маршрутов, не имевших станций, устанавливались аппараты прямой телефонной связи. По прибытии на конечный пункт, водитель автобуса соединялся с ЦДС для отметки о выполнении графика. Все эти мероприятия позволили ленинградским автопаркам добиться в 50-е годы высоких показателей в работе. А в 1960г. централизованная система диспетчерского руководства автобусным движением экспонировалась на ВДНХ СССР и получила диплом I-й степени.
Фото из архива СПб ГУП «Пассажиравтотранс». Диспетчер автобусного парка. 1950-е г.г.
