РАФ-976

  • Год выпуска: 1964
  • Страна производства: СССР

РАФ-251 – автобус производства Рижской автобусной фабрики на шасси грузовика ГАЗ-51А.

«Рижская автобусная фабрика» была образована в результате объединения Рижского завода автомобильных кузовов (РЗАК), бывшего Рижского авторемонтного завода №2 (РАРЗ №2) с Рижской экспериментальной автомобильной фабрикой. Предприятие располагалось в Риге, в помещениях бывших мастерских Деицманиса и Потреки на улице Тербатас.

В 1953 году Рижская автобусная фабрика начала постройку автобусов. Первенцем рижских автобусостроителей стал капотный автобус с деревометаллическим кузовом на шасси ГАЗ-51, подобный ПАЗ-651. Деревянный каркас монтировался на шасси и обшивался листовым металлом, передняя часть с крыльями и мотоотсеком оставалась от грузовика-донора. При этом при постройке автобусов часто использовались бывшие в эксплуатации грузовики после капремонта.

В 1955 был представлен первый автобус РАФ вагонной компоновки. На переделанном шасси монтировался полностью новый бескапотный кузов, по-прежнему выполненный на основе деревянного каркаса. Автобус назвали РАФ-251, и выпускался он до 1958 года. Всего было выпущено 1460 автобусов РАФ-251, но в 1958 году история модели вовсе не закончилась.

После того, как «Рижская автобусная фабрика» прекратила выпуск РАФ-251, РАРЗ №2 продолжил производство машины под новым названием – РАФ-976. Модернизированный автобус получил незначительные косметические изменения, но конструкция его деревометаллического кузова оставалась прежней.

Так как срок службы кузова из дерева был крайне недолог, деревометаллические кузова выпускались на РАРЗе в первую очередь как «запчасти» на замену ранее выпущенным ветхим кузовам. Также практиковалась установка кузовов РАФ-976 на бывшее в употреблении грузовое шасси заказчика. Выпуск автобусов РАФ-976 в Риге продолжался вплоть до середины 80-х годов.

Представленный автобус до восстановления работал в Латвии. Он передан Петербургскому музею автобусов в 2016 году из коллекции латвийского бизнесмена и автогонщика Андриса Дамбиса.

При реконструкции этого РАФа его деревометаллический кузов был по сути воссоздан заново по образцам. Также при восстановлении автобуса были использованы элементы кузова РАФ-251 более раннего образца, найденного в садоводстве «Лотос» под Токсово Ленинградской области.

img-0
img-1
img-2
img-3
img-4
img-5