ПАЗ-672М

  • Год выпуска: 1989
  • Страна производства: СССР

Автобусы семейства ПАЗ-672 выпускались в городе Павлово-на-Оке Горьковской области (ныне Павлово, Нижегородская область) с 1967 по 1989 год. ПАЗ-672 – один из наиболее массовых автобусов СССР, который ежегодно выпускался многотысячными тиражами.

ПАЗ-672 – автобус малого класса, предназначенный для сельских линий без интенсивного пассажиропотока.

Автобус ПАЗ-672 являлся дальнейшим развитием модели 652, появившейся ещё в пятидесятые. В отличие от предшественника, базировавшегося на агрегатах грузовика ГАЗ-51 с маломощной рядной «шестёркой», ПАЗ-672 был основан на агрегатах более тяжёлого грузовика ГАЗ-53 с 8-цилиндровым мотором ЗМЗ. Оба мотора работали на бензине.

Важно отметить, что автобусы ПАЗ-672 не базировались на шасси грузовика ГАЗ-53: «ПАЗик» имел собственную раму и переднюю балку, на него устанавливали двигатель модификации 3ЗМЗ-672. Также выпускалось шасси ПАЗ-672ВЮ для Кубы, на базе которых построено 21100 автобусов Giron.

В 70-х годах ПАЗ-672 постоянно модернизировали, исправляя выявленные эксплуатацией на местах недостатки. Так, за период производства был увеличен ресурс двигателя, улучшены рулевое управление и тормоза, повышена герметичность салона и общий ресурс автобуса до капремонта. При этом обозначение автобуса не менялось.

Между 1980 и 1982 годами ПАЗ-672 прошёл вторую большую модернизацию, после которой он стал именоваться 672М. Однако внешний вид и модификация сменились не синхронно: новую оптику начали внедрять ещё в 1978 году, а переход на полностью модернизированный автобус 672М закончился только в 1982 году.

Некоторая часть ПАЗ-672М выпускалась в версии с одной автоматической дверью: это позволяло «выкроить» ещё два сидячих места. Также важной вехой в истории модели стало появление ПАЗ-3201 –полноприводного вариант ПАЗ-672, и ПАЗ-3742 – изотермического грузового фургона, выпускавшегося Бакинским заводом спецавтомобилей.

В производственной программе ПАЗа также были экспортные, «северные», «горные», «тропические» и другие специальные версии модели 672. Общее количество построенных 672-х, или «Колобков» – только по официальным данным 288688 единиц, что есть мировой рекорд. Из них 90645 единиц-672М.

Этот ПАЗ-672М принадлежал Автобусному парку №2 «Пассажиравтотранса», где большую часть жизни служил автобусом «мобильного резерва» гражданской обороны. Он оборудован комплектом носилок для эвакуации граждан в случае чрезвычайных ситуаций или военных действий. Восстановлен в 2018-2019 гг.

img-0
img-1
img-2
img-3
img-4