МАЗ-105.042

  • Год выпуска: 2001
  • Страна производства: Россия

Сочленённый городской автобус, выпускавшийся Минским автозаводом с 2000 по 2017 год. Первый опытный образец первой сочленённой модели МАЗа был представлен в 1997 году.

Как и автобусы МАЗ-103, МАЗ-105 основан на лицензионных наработках фирмы Neoplan. Однако прямого немецкого аналога у него не было: в нём используются лишь некоторые кузовные элементы, взятые у других минских автобусов, в первую очередь - от высокопольного МАЗ-104.

Уровень пола был понижен, но сама машина не была низкопольной: в автобусе имелась одна ступень на входе во всех дверях.

Ещё одна особенность МАЗ-105 – достаточно нестандартная компоновка агрегатов. Двигатель, в отличие от других современных автобусов-гармошек, расположен не в корме прицепа, а в «тягаче», или передней секции, напротив второй двери салона. Ведущая ось – средняя. Это значительно упрощало конструкцию и удешевляло автобус, но делало его салон достаточно неудобным.

Первый образец МАЗ-105 оснащался 6-цилиндровым дизелем ММЗ-Д260.5 и механической коробкой передач. В серийном производстве он был освоен с двигателем Renault MIDR 06.20.45 и тремя видами коробок передач - ZF, Voith и Praga. В дальнейшем автобусы МАЗ-105 стали комплектовать дизельными двигателями Mercedes-Benz.

Сохранённый в исторической коллекции СПб ГУП «Пассажиравтотранс» автобус – МАЗ-105.042 с двигателем Renault с автоматической коробкой передач Voith. Два МАЗ-105 были приобретены для Автобусного парка №2 СПб ГУП «Пассажиравтотранс» в 2001 году, после 4-летнего перерыва в поставках сочленённых автобусов. Эксперимент был признан неудачным, и в дальнейшем Санкт-Петербург получал автобусы-гармошки других моделей.

После вывода машин этой серии из эксплуатации этот автобус был сохранён для исторической коллекции СПб ГУП «Пассажиравтотранс» как последний экземпляр этой модели в городе. Ныне он проходит восстановление силами Автобусного парка №2.

В 2009 году МАЗ-105 был модернизирован, и получил обновлённый внешний облик. К этому моменту в гамме осталась модификация с двигателем Mercedes-Benz и автоматической коробкой передач. В таком виде он продержался в серийном производстве до 2014 года, когда модель без полноценного низкого пола потеряла актуальность, и была заменена автобусами нового поколения – моделей 205 и 215. Последние заложенные кузова МАЗ-105, однако, были достроены через несколько лет: в 2017 году несколько машин из заводского задела были достроены для белорусского города Барановичи.

img-0