МАЗ-103.040

  • Год выпуска: 1999
  • Страна производства: Россия
Производство городского автобуса МА3-103 было освоено Минским автомобильным заводом в 1996 году.

Своим созданием автобус, рассчитанный на перевозку 135 пассажиров и оборудованный 22 сиденьями, обязан сотрудничеству минчан с немецким концерном MAN. MA3-103 представляет собой глубоко переработанный автобус МА3-101, являвшийся лицензионной копией Neoplan N4016NF.

Главными особенностями нового автобуса явились низкий уровень пола в первых двух дверях, а также наличие пластиковых элементов внешней отделки. В отличие от «Неоплана», белорусские инженеры отказались в «103» от дорогого портального моста сзади – что обусловило появление ступени в третьей двери и уклона по центру салона. Но это значительно упростило получившуюся машину.

Другим новшеством стала шахтная компоновка двигателя, при которой он расположен в «шкафу» в заднем левом углу салона. Такое решение позволило увеличить полезный объем салона, избавиться от лишних нагромождений и сделать доступ к двигателю как снаружи, так и из салона максимально удобным.

В разные годы МА3-103 комплектовался несметным множеством агрегатов от разных производителей – например, в представленной версии автобус оснащен двигателем Renault с механической КП Praga.

Для водителей минский автобус был удобен, но непривычен: это был первый в бывшем СССР низкопольный автобус, ставший широко распространённым в разных городах. Рабочее место было просторным и эргономичным, но отличалось непривычной низкой посадкой, из-за чего нарушалось восприятие габаритов машины. Это заставляло первых водителей минского автобуса с большой осторожностью подъезжать к остановкам: зачастую поребрик оказывался выше уровня бампера и подножек, высота которых была всего 36 см.

Часть крупной партии МА3-103.040 для Санкт-Петербурга с моторами Renault, к которой относится и эта машина, была не востребована заказчиком и выкуплена Москвой.

Выпуск автобусов МА3-103, прошедших ряд модернизаций, продолжался до 2023 года. Последняя крупная партия из 100 МА3-103.486 была закуплена СПб ГУП «Пассажиравтотранс» в 2016 году, а частные операторы Санкт-Петербурга эксплуатировали автобусы этой серии эксплуатируют вплоть до реформы 2021 года.

Этот МА3-103.040 поступил в Автобусный парк №4 в 1999 году, где новым был переоборудован в учебную машину. Позднее он работал в Автобусных парках №6 и №7, а в наши дни он приписан к Учебному комбинату СПб ГУП «Пассажиравтотранс», где на нём продолжают обучать молодых водителей Предприятия.
img-0