МАЗ-103.005

  • Год выпуска: 2001
  • Страна производства: Россия

Производство городского автобуса МА3-103 было освоено Минским автомобильным заводом в 1996 году.

Своим созданием автобус, рассчитанный на перевозку 135 пассажиров и оборудованный 22 сиденьями, обязан сотрудничеству минчан с немецким концерном MAN. MA3-103 представляет собой глубоко переработанный автобус МА3-101, являвшийся лицензионной копией Neoplan N4016NF

Главными особенностями нового автобуса явились низкий уровень пола в первых двух дверях, а также наличие пластиковых элементов внешней отделки. В отличие от «Неоплана», белорусские инженеры отказались в «103» от дорогого портального моста сзади – что обусловило появление ступени в третьей двери и уклона по центру салона. Но это значительно упростило получившуюся машину.

Другим новшеством стала шахтная компоновка двигателя, при которой он расположен в «шкафу» в заднем левом углу салона. Такое решение позволило увеличить полезный объем салона, избавиться от лишних нагромождений и сделать доступ к двигателю как снаружи, так и из салона максимально удобным.

В разные годы МА3-103 комплектовался несметным множеством агрегатов от разных производителей – например, в представленной версии автобус оснащен двигателем ММЗ-Д260.5 с автоматической КП Voith D851.3E. Вариант с минским 6-цилиндровым дизелем предлагался как стартовая и наиболее дешёвая версия модели, но большой популярности в силу малой надёжности такого мотора не снискал: потребитель голосовал рублём за версии с импортными агрегатами.

Для водителей минский автобус был удобен, но непривычен: это был первый в бывшем СССР низкопольный автобус, ставший широко распространённым в разных городах. Рабочее место было просторным и эргономичным, но отличалось непривычной низкой посадкой, из-за чего нарушалось восприятие габаритов машины. Это заставляло первых водителей минского автобуса с большой осторожностью подъезжать к остановкам: зачастую поребрик оказывался выше уровня бампера и подножек, высота которых была всего 36 см.

МАЗ-103.005 предлагался заводом всего три года – с 1999 по 2001. В дальнейшем модификации автобуса с ММЗ-Д260 также предлагались вплоть до конца 00-х годов. В целом выпуск автобусов МА3-103, прошедших ряд модернизаций, продолжался до 2023 года. Последняя крупная партия из 100 МА3-103.486 была закуплена СПб ГУП «Пассажиравтотранс» в 2016 году, а частные операторы Санкт-Петербурга эксплуатировали автобусы этой серии вплоть до реформы 2022 года.

img-0