ЛАЗ-695Н

  • Год выпуска: 1987
  • Страна производства: СССР

Первая партия автобусов ЛАЗ-695 «Львов» из 110 машин была выпущена Львовским автобусным заводом в 1956 году и распределена по автохозяйствам к Международному фестивалю молодёжи и студентов. Таким образом, ЛАЗ-695 первого поколения принято называть «Фестивальным».

Автобус четвёртого поколения, получивший обозначение ЛАЗ-695Н, стал серийным в 1976 году, сменив на конвейере ЛАЗ-695М. На этом этапе автобус получил новую, плоскую переднюю часть с высокими лобовыми стёклами и большим козырьком сверху. Передние и задние двери стали одинаковыми, а в кабине появилась новая панель.

ЛАЗ-695Н оснащался бензиновым двигателем V8 и механической коробкой передач от грузового автомобиля ЗИЛ-130, задним мостом Raba и передней осью производства ЛиАЗа. Такая комбинация используемых агрегатов сохранялась ещё с модели ЛАЗ-695Е, ставшей серийной в 1963 году.

Примечательно, что до 1991 года автобусы ЛАЗ-695Н имели большой открывающийся люк в передней стенке кузова — в случае военной мобилизации эти автобусы быстро переделывались в санитарные, а люк предназначался для погрузки/разгрузки носилок с ранеными, так как через узкие двери пронести их было бы невозможно. После 1991 года эту деталь упразднили.

ЛАЗ-695Н стал базовой моделью для огромного семейства автобусов, включавших улучшенные ЛАЗ-695Р и 6959, газовые ЛАЗ-695НГ, дизельные ЛАЗ-695Д и 695Т, междугородние ЛАЗ-697Н, 697Р и 695-011, удлинённые ЛАЗ-699Р и 699Т и многих других. Общий тираж автобусов ЛАЗ-695Н, без моделей 697 и 699, превышает 180 тысяч экземпляров.

В 2004 году ЛАЗ передал производство модели 695Н на дочерний Днепродзержинский автобусный завод (Днепропетровская область). Серийное производство ЛАЗ-695Н прекратилось сравнительно недавно: последние кузова были сварены в 2008 году, а последние автобусы на их основе были распроданы 2 года спустя, в 2010.

Представленный автобус 1987 года постройки первоначально принадлежал войсковой части ФСБ в Санкт-Петербурге. Это был последний не-музейный ЛАЗ-695Н в городе. В 2013 году автобус был выставлен на продажу, после которой был выкуплен, восстановлен и стал экспонироваться в зале петербургского Музея городского электрического транспорта.

Весной 2022 года «непрофильный» экспонат был передан сотрудником музея ГЭТ в коллекцию автобусов «Пассажиравтотранса».

img-0
img-1