ЛАЗ-42021

  • Год выпуска: 1992
  • Страна производства: Россия
Автобус средней вместимости ЛА3-4202 стал первой моделью в рамках попытки создания семейства унифицированных друг с другом автобусов (ЛА3-4202, ЛАЗ-5255, ЛиА3-5256, Икарус-410) и троллейбуса (ЗиУ-5257).

Также ЛА3-4202 должен был заменить на конвейере морально устаревший автобус семейства ЛА3-695.

«Первыми ласточками» нового семейства ЛАЗов стали автобусы ЛА3-696 большого класса и ЛА3-698 среднего.

Однако машины с бензиновыми двигателями были сочтены бесперспективными, а установка современного на тот момент дизеля КАМА3-740 требовала перекомпоновки всего кузова. Автобус ЛА3-698Д с камским дизелем был построен в единственном опытном экземпляре.

ЛА3-4202 первой серийной генерации был городским автобусом с гидромеханической коробкой передач. Однако такая машина оказалась ненадёжной, а её серийный выпуск по разным причинам переносился из года в год.

В Ленинград первая партия автобусов ЛА3-4202 поступила для прохождения опытной эксплуатации в Автобусном парке №7 в 1980 году, где новинка вызвала недоумение. Привычные к большим автобусам работники и пассажиры не оценили по достоинству машину среднего класса, сочетавшую многочисленные и непонятные технические новинки с низким качеством изготовления.

Специалисты львовского головного союзного конструкторского бюро по автобусам (ГСКБ) разрабатывали машину с оглядкой на лучшие европейские образцы той поры, но спешили, вследствие чего модель получилась сырой и проблемной. Свою лепту внесло отношение завода: ЛАЗ не был заинтересован в постановке на конвейер революционно нового автобуса, предпочитая эволюционное развитие автобусов серии ЛА3-695.

Ошибки попытались исправить в улучшенной модели – ЛА3-42021, где было решено отказаться от «автомата», усилить кузов, добавить сидячих мест и исправить ряд других мелочей, однако в итоге заменой заслуженной модели 695 он так и не стал.

Серийное производство ЛА3-42021 на ЛАЗе прекратилось в 1993 году, после пожара на моторном заводе КамАЗа. Единичный выпуск автобусов ЛАЗ-42021 и модификаций «по образу и подобию» из шасси ЛА3-420217, изготовленных для Кубы, в 90-е вели заводы ассоциации «Укрпасстранс» – в первую очередь, конверсионные оборонные и авторемонтные Предприятия.

Представленный ЛА3-42021 1992 года выпуска первоначально работал служебной развозкой на фабрике «Ставропольмебель», а затем эксплуатировался частным перевозчиком на городских маршрутах Ставрополя.

В 2015 году этот ЛАЗ был передан в СПб ГУП «Пассажиравтотранс», и преодолел своим ходом путь в Санкт-Петербург дальностью более 2500 километров. На 2023 год автобус проходит реставрацию в Автобусном парке №1.
img-0
img-1
img-2
img-3