ЗИЛ-158в

  • Год выпуска: 1969
  • Страна производства: СССР

ЗИЛ-158 – городской автобус советского производства, разработанный Заводом имени Лихачёва (Москва), и выпускавшийся ЗИЛом и Ликинским автобусным заводом (Ликино-Дулёво, Московская область).

ЗИЛ-158 стал дальнейшим эволюционным развитием автобуса ЗИС-155, и унаследовал его основные компоновочные черты: переднемоторную компоновку, изолированную кабину водителя, две автоматические двери по правому борту и широкое применение алюминия в кузове - например, в обшивке.

Модель «158» базировалась на агрегатах актуального на тот момент ЗИЛовского грузовика модели «164» – от него автобусу достался рядный 6-ти цилиндровый мотор и механическая коробка передач.

В 1959 году, в связи с расширением производства грузовых автомобилей, ЗИЛ свернул производство автобусов на своих мощностях. Документацию на модель «158» передали на новый автобусный завод в Ликино-Дулёво, прежде выпускавший мебель. Интересно, что смена места производства не повлияла на наименование автобуса: все машины по-прежнему выпускались под маркой ЗИЛ – несмотря на то, что на ликинских машинах красовалась соответствующая эмблема. Даже модернизация машины до модели «158в» не превратила ЗИЛ в ЛиАЗ. Дело в том, что машина именовалась по «калькодержателю», или разработчику, которым был и оставался Завод имени Лихачёва.

ЗИЛ-158 на момент выпуска был машиной устаревшей: не вместительной, маломощной и не технологичной. Многие из его проблем крылись в «наследии» ЗИС-155, дальнейшим развитием которого он и являлся. Сказывалось и то, что в распоряжении ЗИЛа были лишь агрегаты массового грузовика ЗИЛ-164: мощный V8 ЗИЛ-130 на тот момент был ещё на кульманах инженеров. Сказывалась и трудоёмкость производства и ремонта кузова, обшитого алюминием на тысячах заклёпок.

В 60-е годы ЛиА3 предпринимал многочисленные попытки модернизировать и улучшить устаревшую модель, выпустив 5 серий прототипов под индексом ЛиА3-Э676, включая сочленённый автобус. Однако по итогам испытаний было принято решение разрабатывать модель-наследник с нуля – ею и стал первый серийный автобус ЛиА3, модели ЛиА3-677. ЗИЛ-158 выпускался до 1970 года, два года параллельно с моделью-наследником 677.

АвтоПредприятия считали «коробочку» машиной более простой, понятной и надёжной – поэтому даже обращались к заводу с многочисленными просьбами не сворачивать производство старого «158».

Представленный ЗИЛ-158В выпущен Ликинским автобусным заводом в 1967 году, и «при жизни» работал в автоколонне 1791 города Загорска (ныне Сергиев Посад, Московская область).

Автобус найден на садовом участке в деревне Опарино в окрестностях Сергиева Посада, где автобус служил сараем в семье сотрудника автоколонны. В 2015 году машину эвакуировали в Петербург, а в 2023 году начали реставрационные работы.

img-0
img-1
img-2
img-3
img-4
img-5
img-6
img-7
img-8
img-9