ЛиАЗ-5256.25

  • Год выпуска: 2002
  • Страна производства: Россия

Новый городской автобус, предназначенный заменить легендарный ЛиАЗ-677 на конвейере и улицах советских городов, разрабатывался с конца 70-х годов Всесоюзным конструкторско-экспериментальным институтом автобусо-троллейбусостроения (г. Львов, УССР). В силу отсутствия мощных инженерных компетенций на ЛиАЗе в те годы, постройка первых прототипов модели 5256 и все инженерные разработки велись силами ВКЭИ. Разработка 5256 и других автобусов той поры велась совместно с венгерскими коллегами, дабы унифицировать новые ЛиАЗы и ЛАЗы с перспективными автобусами Ikarus – в частности, по кузовным элементам.

В 1982 году опытный ЛиАЗ-5256 впервые вышел на маршруты: сначала в Москве, а потом – в Якутске.  Испытания различных образцов в советских городах велись вплоть до 1986 года, когда автобус формально стал серийным. Ещё несколько лет потребовалось, чтобы производство новой модели из штучного обратилось в малосерийное – это произошло в 1988 году.

Планировалось, что для освоения производства ЛиАЗ-5256, Ликинский завод подвергнут полной реконструкции – по сути, завод должны были построить заново. Однако перестройка спутала ЛиАЗу все карты, и во многом из-за этого освоение модели 5256 в производстве шло крайне трудно. Окончательно автобус-ветеран ЛиАЗ-677 уступил место наследнику только в августе 1994 года.

Так как модель 5256 разрабатывал не сам завод, а отраслевой институт, не знавший многих особенностей производства, ЛиАЗу новая модель досталась с огромным букетом детских болезней. Для их излечения на ЛиАЗе был организован собственный научно-технический центр, который несколько лет кряду решал проблемы сырой конструкции и производственные затруднения самого завода.

Первоначально ЛиАЗ-5256 конструировали под единственную возможную «силовую линию»‎ – дефорсированный дизель КАМАЗ и ГМП Львов-3. Эта связка не устраивала многих эксплуатантов – например, Москву, а после того, как в 1993 году на КАМАЗе произошёл крупный пожар, автобус остался без двигателя, и производство 5256 снова забуксовало. Тогда инженеры обратились за рубеж.

Среди прочих, в 1996 году был представлен ЛиАЗ-5256.25 – самый удачный вариант модели 5256. Он оснащался двигателем Caterpillar 3116 и АКП Voith DIWA. Эта версия оказалась наиболее надёжной, а её выпуск свернули в 2005 году только из-за ужесточения экологических требований.

ЛиАЗ-5256.25 эксплуатировали в Петербурге до 2018 года. Эта машина работала на маршрутах Колпинского АП, где и была восстановлена для музея в 2019 году.

img-0
img-1