TAM 260A119

  • Год выпуска: 1993
  • Страна производства: Югославия

Туристический автобус югославского производства. Выпускался заводом Avtomontaža в городе Любляне на шасси, которое поставлялось с завода TAM в городе Мариборе. После распада Югославии оба города оказались на территории современной Словении.

Социалистическая Югославия обладала достаточно мощной автомобильной промышленностью. Там производились и легковые автомобили, и грузовики, и автобусы собственной конструкции. Благодаря непростым отношениям с СССР, югославы обладали рядом лицензий от западных автопроизводителей, и вели вполне деловые отношения с корпорациями из капиталистических стран. В частности, в Югославии активно выпускались грузовики и автобусы, основанные на лицензиях Mercedes-Benz и на шасси MAN, легковые автомобили по лицензиям FIAT, и многое другое.

Конструкция автобуса TAM 260A119 была самостоятельной, но содержала ряд заимствованных лицензионных агрегатов. Особенностью югославских автобусов были дизели Deutz воздушного охлаждения, которые производились силами TAM, или Tovarna Avtomobilov in Motorjev –  крупнейшим «грузовым» автозаводом Социалистической Федеративной Республики Югославия.

Автобус TAM 260A119 выпускался в конце 80-х –  начале 90-х годов. На фоне постоянного дефицита как автобусов собственного производства, так и венгерских «Икарусов», югославам дали шанс проявить себя и на советском «автобусном рынке». Крупные закупки ТАМов велись для системы «Интуриста», а также для Предприятий нефтегазовой отрасли. Автобусы с «воздушниками» по лицензии Deutz проявили себя, и поэтому закупки таких машин продолжились даже после распада СССР: в России крупнейшим потребителем ТАМов был «Газпром», а география эксплуатации таких автобусов в России была крайне велика.

Сохранённый в исторической коллекции СПб ГУП «Пассажиравтотранс» автобус принадлежал «Газпрому», и работал в одном из его подразделений в Ленинградской области. Позже ТАМ был выкуплен частным перевозчиком, который эксплуатировал его для вахтовых перевозок рабочих по заказам. Несмотря на то, что в системе автобусного транспорта Санкт-Петербурга такие машины никогда не использовались, решено было сохранить югославский автобус как яркий образец автобуса системы перевозок «Интурист», множество которых работало на соответствующем автоПредприятии Ленинграда и Петербурга.

img-0