Renault-SAVIEM SC10U

  • Год выпуска: 1970-е
  • Страна производства: Франция
Городской автобус производства французской компании Renault Véhicules Industriels – «грузового» подразделенеия Renault, разработанный компанией SAVIEM. Выпуск модели вёлся с 1965 по 1989 год. 

В конце 50-х годов французские перевозчики совместно выработали требования к стандартному городскому автобусу. Разнообразие моделей, представленных во Франции той поры, создавало множество неудобств: из-за малых тиражей они получались дорогими, а снабжать запчастями и обслуживать «зоопарк» на автоПредприятиях было неудобно и накладно. Ключевым требованием было понижение уровня пола в салоне до 60 сантиметров, а также широкие проходы в салоне и высокий потолок. 

В 1961 году SAVIEM представил свой стандартизированный автобус SC10. «SC» расшифровывается как SAVIEM-Chausson – по названию вошедшей в состав «Савьема» автобусной фирмы «Шоссон». Модель, пошедшая в серийное производство в 1965 году, получила заслуженное признание и коммерческий успех, быстро став самым популярным городским автобусом во Франции. 

Для того, чтобы автобус соответствовал требованиям, SAVIEM сделал модель SC10 по-настоящему французской машиной. Во-первых, горизонтальный дизель MAN расположили под полом, но не в корме или базе, как принято у всех – а под кабиной водителя. Коробка передач расположена напротив средней двери; коробка передая – французская SAVIEM 332 «системы Вильсона», где передачи переключаются вручную, но без выжима сцепления. Задняя ось выполнена разрезной, колёса на ней – односкатные: это сделано для достижения ширины проходов в салоне. А для удобства маневрирования на тесных улочках передний и задний свесы кузова заужены. Что уж говорить о небольших, чисто французских деталях, как горизонтально установленные пневмоподушки и амортизаторы? 

Помимо этого, существовала модификация SC10 с открытым «балконом» – задняя площадка не оснащалась остеклением. Такие автобусы широко применялись в Париже. 

В 1981 году модель SC10 пережила рестайлинг, получив более «квадратную» внешность. Такие автобусы стали называться Renailt SC10R, и в таком виде они продержались в производстве до 1989 года. Общий тираж модели SC10 за 24 года производства составил 11004 единиц: столько же 677-х выпускал ЛиАЗ за один год. 

В Санкт-Петербург французские автобусы из ряда городов поступили подержанными в качестве подарка. Инициатором их получения был Анатолий Собчак, возглавлявший город в начале 90-х годов. В силу экзотичности конструкции «Савьемов», долго они не проездили, и достаточно быстро выбыли из эксплуатации из-за отсутствия запасных частей. Однако несколько автобусов уцелели в Автобусном парке №5: одного из «французов» и восстанавливают для исторической коллекции СПб ГУП «Пассажиравтотранс». Это был последний ходовой «француз» на маршрутах Санкт-Петербурга.

img-0