Jelcz 120M

  • Год выпуска: Польша
  • Страна производства: 1997
Городской автобус польского производства, выпускавшийся с 1992 года. После ряда модернизаций автобус продержался в производстве до 2007 года. 

В основе модели 120M лежит предыдущая, PR110M образца 1974 года, который, в свою очередь, являет собой лицензионный Renault/Berliet PR100, который, в свою очередь, разрабатывался в соответствии с немецким национальным стандартом VöV. 

Модель 120М получила аэродинамично наклонённую панель с трафаретником над ветровым стеклом, а также уменьшенное окно на задней площадке. Польский автобус оснащался модернизированным турбодизелем Mielec SWT 11/300/1 (по британской лицензии от Leyland) мощностью 220 л.с. и четырёхступенчатой механической коробкой передач польского производства; в дальнейшем стали доступны модификации с двигателями MAN и автоматическими коробками передач западноевропейского производства, а также троллейбус и газовый автобус. Подвеска обеих осей – пневматическая. 

В 1994, 1996, 1997, 1998, 2003 и 2006 году автобус Jelcz 120M пережил модернизации внешнего вида: при первой из них Ельч получил пластиковые бамперы, а при второй – новые торцы без «французских» наклонных форм. Последующие изменения были незначительными, и заметны разве что специалистам. 

В 90-е годы к власти в Польше пришли умеренные социалисты, которые видели будущее в активной торговле своей промышленной и сельскохозяйственной продукцией с Россией. В свою очередь, в России сложился автобусный кризис: поставки «Икарусов» резко сократились, а местные автобусные заводы впали в крутое пике. На этом фоне «Ельч» и другие польские автобусостроители – например, Autosan – достаточно удачно для тех лет продали несколько крупных партий автобусов в российские регионы. В 1991 году два образца предыдущей модели, Jelcz PR110M, уже проходили испытания в Автобусном парке №2, после чего были возвращены заводу-изготовителю. Два образца автобусов следующей модели Jelcz 120M поступили на испытания в Автобусный парк №2 СПб ГУП «Пассажиравтотранс» в 1997 году – однако после дефолта 1998 года о закупках автобусов-иномарок пришлось надолго забыть. Наиболее сохранный из демонстрационных образцов ныне проходит восстановление для исторической коллекции СПб ГУП «Пассажиравтотранс».

img-0