Ikarus 630.03

  • Год выпуска: 1967
  • Страна производства: Венгрия

Ikarus-630 – автобус венгерского производства, серийно выпускавшийся с 1958 по 1969 год. Он входил в «переднемоторное» семейство, включавшее «городскую» модель 620 и «пригородную» 630, отличавшиеся компоновкой дверей и исполнением салона.

С автобусами семейства Ikarus-620/630 связаны первые массовые поставки венгерских машин на экспорт. Основными рынками поначалу были Польша и Чехословакия, однако к середине 60-х годов начались активные поставки «620» в СССР.

Автобусы этой серии комплектовались дизелями Csepel, установленными спереди, под кожухом у правой руки водителя. Эта компоновка подобна советскому ЛиАЗ-677, но здесь мотоотсек был компактнее за счёт большей высоты пола – поэтому появилось место даже для пассажира рядом с водителем, которому была выделена отдельная распашная дверь.

Переднемоторные «Икарусы» комплектовались механической 5-ступенчатой коробкой передач с дистанционным управлением и синхронизацией на 2-5 передачах. Подвеска – зависимая, на рессорах, с гидравлическими амортизаторами.

Городской Ikarus-620 с планировкой салона 1+2 вмещал до 80 пассажиров при 20-23 местах для сидения. Снаружи от модели «630» городской «620» отличался наличием автоматических «складных» дверей – в пригородном «630» все двери были ручными и распашными.

Ikarus-630 как пассажирский автобус не получил широкого распространения в СССР, однако обрел популярность в роли медицинской спецмашины.

Так, представленный экземпляр был построен в версии «Дентобуса» –передвижного зубоврачебного кабинета. Такие машины массово использовались в ряде союзных республик (Украина, Казахстан) для того, чтобы обеспечить медицинским обслуживанием жителей даже самых отдалённых поселений. Медицинские автобусы работали по своему расписанию, приезжая в каждое село раз в одну-две недели. Помимо зубоврачебных, также существовали мобильные флюорографические кабинеты и машины службы крови.

Представленный Ikarus-630 служил передвижным зубоврачебным кабинетом при больнице города Кокчетав (Казахстан). Машину с небольшим пробегом после вывода из эксплуатации приобрела местная федерация автоспорта, в которой машину использовали в качестве спортивной «технички» для кроссовых мотоциклов. В 2000-е автобус достался частнику, который возил на нём грузы – в первую очередь картофель – в Караганду и Омск.

В 2018 году автобус был выкуплен и доставлен в Санкт-Петербург для исторической коллекции СПб ГУП «Пассажиравтотранс». На сегодня это – единственный ходовой образец семейства Ikarus-620/630 в России.

img-0
img-1
img-2
img-3
img-4
img-5
img-6
img-7
img-8