В связи с переходом СПб ГУП «Пассажиравтотранс» на российские сертификаты безопасности, при обращении на сайт Предприятия рекомендуем использовать браузеры с поддержкой российских сертификатов ("Яндекс Браузер" или "Атом") или установить сертификаты для своей операционной системы. На портале «Госуслуги» опубликованы инструкции по установке российских сертификатов безопасности на устройства пользователей.

История

Пассажиравтотранс ИсторияИстория СПб ГУП «Пассажиравтотранс» неразрывно связана с развитием регулярного автобусного движения в Санкт- Петербурге. Первый маршрут, открытый 01 сентября 1926 г., пролегал от Детскосельского (Витебского) вокзала через Загородный пр. и Комиссаровскую ул. к саду Трудящихся (нынешний Александровский).

Надо отметить, что попытки развития автобусного сообщения в Петербурге предпринимались и ранее, с момента появления в XIX омнибуса – многоместной пассажирской кареты. Например, в 1903г. Петербургское скаковое общество получило разрешение на устройство опытного омнибусного сообщения между центром столицы и ипподромом. Маршрут работал только в дни скачек. В 1907 г. инженер-технолог Б.А. Иванов организовал автобусное движение по двум маршрутам. Первый проходил по Английскому и Измайловскому проспектам до Балтийского вокзала, второй — по Адмиралтейскому пр., Гороховой ул. до Царскосельского (ныне Витебского) вокзала. Однако частные инициативы не получили поддержки городской управы, в т.ч. из-за лоббирования интересов конной железной дороги (конки).

Интерес к организации автомобильного хозяйства проявило уже новое советское правительство. Возможности трамваев и извозчиков явно не соответствовали требованиям развивающегося Ленинграда, и объективная реальность стала предпосылкой для открытия автобусного сообщения. В противном случае, город ожидал бы, выражаясь современным языком, «транспортный коллапс». В 1926г. Отдел коммунального хозяйства не располагал средствами для покупки автобусов, поэтому первые 24-местные автобусы состояли из шасси немецких грузовых автомобилей VOMAG и кузова, произведенного Ленинградским авторемонтным заводом. Три таких автобуса и вышли на первый маршрут 01 сентября 1926г. Проезд стоил 10 копеек. Автобус развивал скорость около 30 км/час. Популярность автобуса позволила вскоре продлить маршрут до пл. Восстания. К концу 26-го года маршрут обслуживали 11 водителей, 11 кондукторов, 3 счетовода и 2 контролера. С 27 июня 1927г. начал работу 2-й маршрут от пл. Урицкого (ныне- Дворцовой) до Красного путиловца (ныне- Кировского завода).

В 1935г. был создан первый диспетчерский пункт, на базе которого в 1936г. была организована Центральная диспетчерская служба. Уже позже, в 1960г. централизованная система диспетчерского руководства автобусным движением будет экспонироваться на ВДНХ СССР и получит диплом I-й степени.

В 1941г. около 500 автобусов треста автопассажирских перевозок Ленавтотранс обслуживали 30 маршрутов. С началом войны пассажирские перевозки были сокращены, и часть автобусов была передана в действующую армию. В сентябре 1941г. мобилизация водителей и ремонтников была прекращена. Перед транспортниками была поставлена задача эвакуации населения из блокадного Ленинграда. В тяжелейших условиях зимой 1942 года по льду Ладожского озера на «Большую землю» было вывезено 214 тысяч человек. Обратно в осажденный город было доставлены тысячи тонн продовольствия, боеприпасов. Кроме того, по особому заданию Ленинградского фронта работники автобусных парков изготавливали детали для снарядов знаменитых «Катюш». За проявленный героизм и мужество в выполнении правительственных заданий 25 работников ленинградской колонны были награждены орденами и медалями.

Регулярное автобусное движение возобновилось в Ленинграде 01 августа 1945 года. После четырехлетнего перерыва 20 машин вышли на маршруту номер 1: «Пл. Растрелли — ЦПКиО им. С. М. Кирова».

В окнах городских автобусов отражалась меняющаяся эпоха, отводя этому виду транспорта все более значимую роль. В пятидесятые автобусы начали подвозить пассажиров к открытым станциям метрополитена. «Строительный бум» шестидесятых значительно расширил маршрутную сеть в новых районах. Венгерские «Икарусы» на городских улицах стали приметой семидесятых. В 80-е рекорды были не только олимпийскими: новый автопарк № 7 стал самым крупным в Европе, а общее количество автобусов предприятия приблизилось к 5000.

После кризиса 90-х годов прошлого века в сфере общественного транспорта были осуществлены серьезные преобразования. Хорошо знакомые горожанам большие белые автобусы с темно-зеленой полосой прочно вписались и в облик современного Петербурга. Ежегодные обновления подвижного состава, внедрение инноваций, приспособленность для нужд маломобильных пассажиров помогут городскому автобусу стать удобным и доступным транспортом будущего. Традиции первого автобусного предприятия Ленинграда СПб ГУП «Пассажиравтотранс» продолжает и в XXI веке.

История развития СПБ ГУП «Пассажиравтотранс»:

  • 1926 г. — отдел коммунального хозяйства горисполкома
  • начало 30-х годов — трест «Ленавтотранс»
  • 1936 г. — АТУЛ (Автотранспортное управление Ленгорисполкома)
  • 1938 г. — трест «Ленавтотранс»
  • 1955 г. — ЛУАТ (Ленинградское управление автомобильного транспорта)
  • 1964 г. – «Главленавтотранс» (Главное ленинградское управление автомобильного транспорта)
  • 1988 г. — ТПО «Ленпассажиравтотранс»
  • 1994 г. — ГП «Пассажиравтотранс»
  • 2001 г. — СПб ГУП «Пассажиравтотранс»

За время работы коллективом сотрудников СПб ГУП «Пассажиравтотранс» с 2014 года
собрана уникальная, не имеющая аналогов в России коллекция исторических автобусов, грузовых
и специальных автомобилей (85 единиц), предметов и документов, связанных с транспортной
тематикой (более 15 000 единиц). Основу документальных фондов составляют фотографии и
воспоминания ветеранов автотранспорта, собранные в 1970-1990-х годах Я.И.Пономарёвым (1920-
2000), инициатором создания и руководителем Музея автотранспорта Ленинграда
Главленавтотранса.
Среди 85 образцов техники автобусы составляют 68 единиц, грузовые автомобили – 8
единиц, спецтехника – 9 единиц. Восстановлены и отреставрированы 34 экземпляра, 10 находятся
в процессе восстановления, 41 образец ожидает реставрации.

В целях демонстрации коллекции исторической техники СПб ГУП «Пассажиравтотранс» широкому кругу посетителей сегодня ведётся работа по организации экспозиционно-выставочного комплекса на базе Автобусного парка № 1 (Днепропетровская ул., д. 18).

Для посещения экспозиции заполните заявку


Фамилия Имя Отчество
Телефон
Паспорт/свидетельство о рождении
Серия
Номер
Место выдачи
Дата выдачи
Дата посещения экскурсии (вторник, четверг, воскресенье)
Выбрать дату в календаре
Желаемое время посещения экскурсии


Контакты
Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие пассажирского автомобильного транспорта (СПб ГУП «Пассажиравтотранс»).
195197, Санкт-Петербург, Полюстровский пр., д.39
    8:30-17:30 (пт - 8:30 – 16:30)
Контакты
8-800-200-02-87

Отдел кадров:

Обращение граждан
(812) 458-75-74

Обращаем Ваше ВНИМАНИЕ,

что предоставляя свои персональные данные Пользователь даёт согласие на обработку, хранение и использование своих персональных данных на основании ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
Система Orphus